СОСТОЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Г.АЛМАТЫ. НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:

Аннотация

В последнее десятилетие всѐ большее значение приобретает проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности у детей в связи с интенсификацией учебного процесса, введением  новых форм обучения негативно сказывающихся на показателях здоровья и нервно-психическом развитии детей. Цель: изучение исходного состояния умственной работоспособности  школьников г.Алматы.


Материалы и методы: В этой связи изучено исходное состояние умственной  работоспособность 2134 школьников 6-17 лет г. Алматы. Умственная работоспособность школьников определялась  в начале учебного года проведением корректурного  теста по таблице Анфимова  (4-минутное дозированное задание). Определялись количественные и качественные показатели  умственной работоспособностии работоспособности.  Анализировалась суточная и недельная динамика умственной работоспособности. Результаты и обсуждение.   Данные корректурного теста на начало учебного года свидетельствовали об удовлетворительный умственной работоспособности. Умственная работоспособность  школьников исследуемого региона характеризовалась четкой зависимостью от возраста (р<0,05). С увеличением возраста школьников  наблюдалось   равномерное ее нарастание. Школьникам младших классов были свойственны более низкие коэффициенты, что физиологично.  Количественные (объем работы S, Q, M, скорость СПИ, N) и качественные (количество ошибок n, точность выполнения задания А, УВН, Р)  показатели соответствовали ее 1-ой фазе. В начале учебного года  для УР школьников очевиден период врабатывания, когда количественные и качественные показатели теста не достигают своего максимума, связанного со снижением концентрации внимания, отвлеченностью, рассеянностью. Особенно, это касается младших школьников,  в связи с тем, что организм их отличается относительной недифференцированностью, по сравнению с учениками среднего звена и  подростками. Но в целом состояние УР у школьников на начальных этапах учебы постепенно повышается  и характеризуется  адекватностью  выполняемой нагрузки, а первые признаки  утомления  компенсируются волевыми усилиями и положительной мотивацией.   Заключение. Уровень умственной работоспособности школьников 1-х-11-х классов на  начало учебного года  удовлетворительное и соответствует  оптимальной  работоспособности и  периоду включения в работу. Недельная  динамика умственной работоспособности  школьников характеризуется повышением  коэффициента устойчивости внимания   (<0,05),  минимальными значениями  коэффициента умственной продуктивности  в начале недели и  его  увеличение в конце недели,  повышением  скорости переработки информации в конце недели и  снижением показателя устойчивости внимания (р<0,05).

Об авторах

Список литературы

Yu, T., Xu, J., Jiang, Y. et al. School educational models and child mental health among K-12 students: a scoping review. Child Adolesc Psychiatry Ment Health 16, 32 (2022). 2022 Apr 27;16(1):32. doi: 10.1186/s13034-022-00469-8. DOI: https://doi.org/10.1186/s13034-022-00469-8

O’Reilly M, Svirydzenka N, Adams S, Dogra N. Review of mental health promotion interventions in schools. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2018;53(7):647–62. DOI: 10.1007/s00127-018-1530-1 DOI: https://doi.org/10.1007/s00127-018-1530-1

Franklin C, Kim JS, Beretvas TS, Zhang A, Guz S, Park S, et al. The efectiveness of psychosocial interventions delivered by teachers in schools: a systematic review and meta-analysis. Clin Child Fam Psychol Rev. 2017;20(3):333–50. doi: 10.1007/s10567-017-0235-4. DOI: https://doi.org/10.1007/s10567-017-0235-4

Bono G, Mangan S, Fauteux M, Sender J. A new approach to gratitude interventions in high schools that supports student wellbeing. J Posit Psychol. 2020;15(5):657–65. https://doi.org/10.1080/17439760.2020.1789712 DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2020.1789712

Agnafors, S., Barmark, M. , Sydsjо, G. Mental health and academic performance: a study on selection and causation effects from childhood to early adulthood. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 56, 857–866 (2021). 2021 May;56(5):857-866. doi: 10.1007/s00127-020-01934-5. Epub 2020 Aug 19. DOI: https://doi.org/10.1007/s00127-020-01934-5

Маракушина И. Г., Павозкова О.Е., Поляшова Н. В. Динамика работоспособности и помехоустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019.- №62-3.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-rabotosposobnosti-i-pomehoustoychivosti-vnimaniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 24.10.2022).

Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Интеллектуальное развитие и умственная работоспособность детей в условиях современной школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 2. – С. 127-131; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12121 (дата обращения: 23.10.2022). DOI: https://doi.org/10.17513/mjpfi.12121

Садвакасова Н.А. Проблема умственной работоспособности у детей // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 3; URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=38 (дата обращения: 23.10.2022)

Сташевская А. И. Особенности умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в разных условиях // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. - №1 (40). Stashevskaya А. Features of mental health оf adolescents brought up in different conditions URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-umstvennoy-rabotosposobnosti-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-raznyh-usloviyah (дата обращения: 24.10.2022). DOI: https://doi.org/10.15382/sturIV201640.129-135

Setko A.G., Zhdanovа O.M., Lukyаnov P.V. Physiological and hygienic characteristics of cognitive functions determining successful student learning under conditions of different schooling intensity. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;29(11):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-11-45-52 DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-11-45-52

Абдумухтарова, М. (2022). Организация медицинского обеспечения образовательного процесса в современных условиях как фактор, определяющий состояние здоровья детей школьного возраста (обзор литературы). Международный журнал научной педиатрии , (1), 10–https://doi.org/10.56121/2181-2926-2022-1-10-22. DOI: https://doi.org/10.56121/ijsp.vi1.14

Abdumukhtarova, M. (2022). Organization of Medical Support of the Educational Process in Modern Conditions as a Factor Determining the Health Status of School-Age Children (Literature Review). International Journal of Scientific Pediatrics, (1), 10–22. https://doi.org/10.56121/2181-2926-2022-1-10-22 DOI: https://doi.org/10.56121/2181-2926-2022-1-10-22

Kara A. A review of childhood anxiety. J Clin Tri Exp Invest. 2022;1(3):64-70.

Как цитировать

Лим , Л. ., Абдрахманова , С. ., Скучалина , Л. ., Айшауова , Р. ., & Tursimatov, D. (2022). СОСТОЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Г.АЛМАТЫ. НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА. Международный журнал научной педиатрии, 1(6), 34–40. https://doi.org/10.56121/2181-2926-2022-6-34-40
Просмотров: 145