ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УЗБЕКСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ ПРИ ПРОЯВЛЕНИЯХ И РАЗВИТИИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ
Аннотация
Актуальность изучения особенностей личности детей с вегетососудистой дистонией (ВСД) продиктована тем, что многие психосоматические расстройства берут свое начало в детском возрасте и первичными их проявлениями являются вегетативные расстройства. По данным литературы, среди детей с неинфекционными заболеваниями, обращающихся к врачу, 50-75% составляют пациенты с ВСД. Цель исследования. Изучение влияния психического состояния и особенностей личности пациентов на проявления и развитие НЦД у детей и подростков узбекской популяции. Материал и методы. Нами обследовано 43 больных НЦД (18 мальчиков и 25 девочек) в возрасте от 7 до 16 лет с гипотоническим, гипертоническим и кардиальным типами. В обследованной группе больных НЦД преобладали дети с гипертоническим (46,5%) типом. У 39,5% больных диагностирована НЦД по гипотоническому типу, у 14 больных — по кардиальному типу. Для изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей детей, помимо клинико-педагогических наблюдений, использовались традиционные экспериментально-психологические методы, позволяющие максимально дифференцированно подойти к анализу личности больного ребенка. Результаты: для больных НЦД характерны выраженное повышение эмоционального напряжения, затруднение в установлении межличностных контактов и способствующее нарушению психовегетативной регуляции личности. Преобладание стремления к воспитанным формам поведения в сочетании с осознанным самоконтролем препятствует реагированию отрицательных эмоций, что способствовало длительному сохранению эмоционального напряжения и дальнейшим трудностям адаптации. У больных НЦД, как правило, наблюдались сочетания дисгармоничных черт личности, что приводило к возникновению интрапсихических конфликтов между доминирующими и взаимоисключающими типами потребностей. Реальное психическое состояние детей с НЦД, определяемое по методике Кеттелла, в целом проявляется как личность высоконевротического реагирования, что подтверждает связь НЦД и черт личности. Выводы: Данные интрапсихические конфликты лежат в основе нарушений социальной адаптации в школьной и семейной сферах, а также препятствуют психовегетативной адаптации, что проявляется в психопатологических и вегетативно-соматических нарушениях при данном заболевании.
Ключевые слова:
Об авторах
Список литературы
Abdumukhtarova , M. . (2022). ORGANIZATION OF MEDICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN CONDITIONS AS A FACTOR DETERMINING THE STATE OF HEALTH OF SCHOOL-AGE CHILDREN (literature review). International Journal of Scientific Pediatrics, (1), 10–22. https://inlibrary.uz/index.php/scientific_pediatrics/article/view/7752
Arzikulov A.SH., Solieva M.O., Poziljanova M.P.. Clinical and psychological assessment of school maladaptation . Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2004; 83 (4). https://pediatriajournal.ru/archive?show=271§ion=1503
William Gerin, Karina W Davidson, Amy R Schwartz, Nicholas Christenfeld, The role of emotional regulation in the development of hypertension, International Congress Series, Volume 1241, 2002, Pages 91-97, ISSN 0531-5131, https://doi.org/10.1016/S0531-5131(02)00808-7. DOI: https://doi.org/10.1016/S0531-5131(02)00808-7
Smulevich A.B. Psychosomatic disorders in clinical practice. ed.-MEDpress-inform.: 2016. 776 p. https://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/filhttps://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/doc/518
Goodman DM. Family health is child health. J Pediatr. 2017 Feb;181:1-2. doi: 10.1016/j.jpeds.2016.12.009. PMID: 28129867. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28129867/ DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.12.009
Kroll, K. (2020). Contents. In Pediatric Psychology in Clinical Practice: Empirically Supported Interventions (pp. Vii-Viii). Cambridge: Cambridge University Press. https://www.cambridge.org/core/books/abs/pediatric-psychology-in-clinical-practice/contents/BEB45F2764D3816703383D212DEF322A DOI: https://doi.org/10.1017/9781108639118
Johny L. Matson. Handbook of Childhood Psychopathology and Devolopment Disabilities Assessmtnt. - Springer Press.- 2018.- 504 p. https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-93542-3 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-93542-3
Arzikulov A. Sh., Makhsumov M. K. Comparative age Fatures of Clinic and Pathogenetic Aspects of School Disadaption. // European Science Review. 2016. № 7-8. стр. 101-103. https://cyberleninka.ru/article/n/comparative-age-features-of-clinic-and-pathogenetic-aspects-of-school-disadaptation/viewer 9. Vernon, P. (1972). Psychology - Reading in Extraversion-Introversion. Vol. II. Fields of Application. Pp. 355. Vol. III. Bearings on Basic Psychological Processes. Edited by H.J. Eysenck. Staples Press. London. 1971. Pp. 640. The British Journal of Psychiatry, 120(556), 346-347. doi:10.1192/bjp.120.556.346-p. DOI: https://doi.org/10.1192/bjp.120.556.346-c
Cattell RR, Nesselroade JR. Likeness and completeness theories examined by sixteen personality factor measures on stably and unstably married couples. J Pers Soc Psychol. 1967 Dec;7(4):351-61. doi: 10.1037/h0025248. PMID: 6065864. DOI: https://doi.org/10.1037/h0025248
Как цитировать
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.