ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ С РАННИМИ ПРИЗНАКАМИ С ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Аннотация
В клинической медицинской психологии остается актуальным вопрос диагностики ранних признаков нарушения школьной адаптации детей в общеобразовательной школе. Цель исследования: выявления надежных прогностических признаков нарушений школьной адаптации у детей и подростков школьного возраста, а также определения возрастных особенностей структурообразования личностных характеристик с ранними признаками нарушения школьной адаптации. Материал и методы. Нами было проведено исследование с участием детей и подростков в возрасте 9-15 лет (n=390), учащихся массовой школы, проживающих и обучающихся в г. Андижан. Для изучения клинико-психологических характеристик мы использовали: клинико-биографический метод с целью анализа особенностей воспитания ребенка в семье, особенностей его психического развития; анализ школьных характеристик детей; многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла с целью анализа структуры личности детей; метод изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Выводы. Таким образом, на формирование интегрированного поведения и ПА детей 9-11 лет влияют экзогенные факторы, отражающие аффективную сферу (факторы A, D) и чувствительность вегетативной нервной системы к угрозе (Н). С возрастом на способности к адаптации у подростков 12-15 лет наиболее выраженное влияние оказывают уровень поведенческой регуляции и степень осознания социальных требований – ориентация на социальное одобрение и групповое мнение.
Об авторах
Список литературы
Goodman DM. Family health is child health. J Pediatr 2017;1:181. https://doi.org/10.1016.
Johny L. Matson. Handbook of Childhood Psychopathology and Devolopment Disabilities Assessmtnt. Springer Press 2018:504.
Kroll, K. Contents. In Pediatric Psychology in Clinical Practice: Empirically Supported Interventions (pp. Vii-Viii). Cambridge: Cambridge University Press 2020.
Arzikulov A.SH., Solieva M.O., Poziljanova M.P. .. Clinical and psychological assessment of school maladaptation . Pediatria n.a GN Speransky 2004:83.
Cattell RR, Nesselroade JR. Likeness and completeness theories examined by sixteen personality factor measures on stably and unstably married couples. J Pers Soc Psychol 1967;7:351–61. https://doi.org/10.1037/h0025248.
Как цитировать
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.